+7 (985) 137-81-22

Кто отвечает за протечку стояка отопления?

ЗАЛИВЫ ОТ РАЗРЫВА СТОЯКА ОТОПЛЕНИЯ всегда очень сильные - вода повреждает имущество собственника, в котором произошла авария, а также нижерасположенные помещения. Отопительный стояк может прорвать как непосредственно в самой квартире, так и на участке между этажами в перекрытиях.

Кто отвечает за течь на стояке и батареях отопления? Как в таких случаях определить виновника залива и взыскать с него причинённые убытки? Судебная практика давно отнесла радиаторы в зону ответственности собственника квартиры, но со стояком отопления дела обстоят иначе – это ответственность коммунальщиков.

Кто отвечает за прорыв стояка отопления?

СТОЯК ОТОПЛЕНИЯ представляет собой вертикальную (либо горизонтальную - лежак) трубу с отводами, сгонами и вентилями. Период эксплуатации труб отопления составляет 25 лет, после этого их необходимо менять. Для предотвращения аварийных ситуаций Управляющая компания (УК) также обязана проводить осмотры и текущий ремонт.

За техническое обслуживание, исправную работу, ремонт и своевременную плановую или внеплановую замену труб отопления в соответствие с Постановлениями Правительства РФ № 354 и № 491 отвечает обслуживающая многоквартирный дом компания (УК), на чьём балансе находится вся система теплоснабжения.

Стояки отопления, их ответвления, запорные устройства проверяют сотрудники УК раз в полгода, а жильцы обязаны пропускать их в свою квартиру. Если специалисты не проводили техобслуживание или же протечка произошла по причине ветхости, некачественного ремонта, то претензии следует предъявлять именно в Управляющую компанию.

Нередко обслуживающая дом организация, которая не проводит техобслуживание именно дважды в год, старается переложить вину на жильца, указывая, что он не пускает сантехника в квартиру (даже если это не соответствует действительности). В таких случаях УК не должна бездействовать, а обязана заставить жильца это сделать через суд.

Если собственник вносит в конструктивные элементы стояка изменения, УК обязана их выявлять и выдавать соответствующие предписания. Если предписание не исполнено – в судебном порядке понуждать собственника устранить допущенные нарушения. Выявлять нарушения необходимо в ходе плановых общедомовых осмотров.

В действительности же внесение изменений в конструкцию стояка без ведома Управляющей компании невозможно (нужно отключать всю систему отопления в подъезде), однако это не мешает УК обвинять собственника в заливах. Протечка трубы отопления может произойти по вине Фонда капремонта, который сэкономил на установке труб.

Застройщик также даёт трёхлетнюю гарантию на всё инженерное и технологическое оборудование (трубы, краны, вентили, радиаторы отопления, гибкую подводку, смесители и другие коммуникации). Если этот срок на момент протечки не прошёл, строительная компания также может входить в список виновников залива.

Первые действия при протечке труб в стояке

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ важно обнаружить повреждённое место, что поможет определить виновника затопления. Также необходимо перекрыть в своей квартире все вентили отопления, чтобы исключить повторение гидроудара. После следует незамедлительно позвонить в Управляющую компанию и вызвать сантехника аварийной бригады.

В выходной день или поздно вечером звонить нужно сразу в диспетчерскую аварийную службу или по телефону 112, ведь сотрудники УК могут отсутствовать на рабочем месте. До приезда сантехников необходимо отключить автоматы в электрощитке, убрать ценные вещи, собрать по возможности воду и сделать видео- и фотоснимки.

Если вода по стояку отопления поступает от соседей сверху, это необходимо срочно фиксировать и обследовать коммуникации не только в своей квартире, но и в помещении выше. Искать соседей необходимо после размещения заявки в аварийную службу, чтобы коммунальщики приняли срочные меры для отключения подачи отопления.

Оформление акта протечки стояка отопления

ЭТО ВАЖНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, относится к числу основных, без которых не получится выиграть спор в суде. Акт о заливе, в котором фиксируется факт протечки, должен составлять представитель обслуживающей организации. На это закон отводит 12 (двенадцать) часов после официального обращения в УК.

Нередко представители Управляющей службы, чтобы снять с себя вину, пытаются отразить в Акте совершенно иные причины затопления, такие как разрыв полотенцесушителя или выход из строя другого сантехоборудования, которое находится на балансе собственника жилья и на самом деле не выходило из строя (подлог).

Если своевременно и правильно не отреагировать на данные нарушения, вряд ли получится доказать, что протечка стояка отопления произошла не по вине собственника жилья. Следует отметить, что привлечь к ответственности работников УК за фальсификации практически невозможно, спор по заливу относится к гражданской категории дел.

Акт всегда составляется с множеством нарушений. Например, сотрудник УК обязан оповестить о времени составления Акта всех заинтересованных лиц — это пострадавшее и виновное лицо, представитель страховой компании, если квартира была застрахована, Фонд капитального ремонта и Застройщик, которые могут выступать виновниками залива.

В акте, который составляется в 3-х экземплярах, указывается:

  • точная или предполагаемая причина произошедшей аварии;

  • информация о собственниках помещения, свидетелях и представителях УК;

  • список повреждённого имущества в квартире;

  • объём восстановительных работ для недвижимости.

Если руководитель УК отказался составлять Акт или не выдаёт его по итогам осмотра, потребуется собирать доказательства протечки самостоятельно. Для этого потерпевший обращается к независимому эксперту с заданием на проведение строительно-технической экспертизы с целью определить и зафиксировать причину затопления.

Проведение независимой экспертизы

ЭКСПЕРТ УСТАНАВЛИВАЕТ все обстоятельства аварии. Он определяет техническую причину протечки, делает выводы об отнесении коммуникаций к общедомовому или внутриквартирному имуществу. На основании обследовательских работ будет установлена зона ответственности конкретных лиц за залив.

О времени проведения экспертизы рекомендуется оповестить все заинтересованные стороны. Если они не явятся на место осмотра, то проводить экспертизу можно без их присутствия. Уведомление правильно отправлять телеграммой или вручать нарочно – непосредственно в руки гражданину, либо через секретариат организации.

При проведении строительно-технической экспертизы специалисту помогут все имеющиеся в распоряжении пострадавшей стороны документы - Акт о заливе, который был составлен с недостатками, паспортные данные собственника жилья, техплан квартиры (при наличии), свидетельство о праве собственности на жильё.

Эксперт, при проведении экспертизы:

  • производит фото и видео фиксацию;

  • устанавливает следы протечки в стяжке или в бетоне;

  • производит замеры влажности;

  • исследует состояние труб и иной сантехники;

  • проверяет технологию монтажа системы отопления и её эксплуатации;

  • определяет место и причину протечки;

  • устанавливает виновное в затоплении лицо;

  • составляет заключение с указанием всех обстоятельств и ответственности.

Чтобы определить стоимость восстановительного ремонта в объёме работ и материалов на объекте после прорыва стояка отопления, необходимо дополнительно провести оценочную экспертизу и пригласить на неё виновных лиц. Оценку должен провести аккредитованный оценщик, чтобы у сторон по делу и суда не возникало вопросов по размеру ущерба.

Претензия к виновнику протечки отопительного стояка

ПОСЛЕ РАЗРЫВА ТРУБЫ ОТОПЛЕНИЯ, имея на руках оценочное заключение, Акт о заливе или заключение технического эксперта, нужно попытаться решить спор в досудебном порядке. В адрес виновника протечки направляется письменная претензия. Всегда есть вероятность закончить дело мировым соглашением.

Если виновная организация в течение 10 календарных дней даст отрицательный ответ и откажет в удовлетворения претензии, у пострадавшей стороны остаётся возможность подготовить исковое заявление о возмещении причинённого заливом материального вреда в районный суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (для юр. лиц и ИП).

Федеральным законом о защите прав потребителей предусмотрен приятный бонус для потерпевшего лица – если виновник протечки стояка отопления — это Управляющая компания или Застройщик, с них дополнительно взыскивается штраф за отказ в удовлетворении законных требований потребителя, который составляет 50 % от присужденного.

Если виновником протечки является соседи сверху или иное физическое лицо, досудебный порядок также необходим, хотя законом напрямую не установлен. Ответ на претензию для физического лица также составляет 10 дней. Если адресат не получает письмо с денежным требованием, оно хранится на почте один месяц.

Исковое заявление о протечке стояка отопления

ЕСЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАЛИВА от прорыва стояка отопления имуществу потерпевшего причинён материальный ущерб до 100 000 рублей, исковое заявление направляется мировому судье, который рассматривает спор достаточно быстро (в течение 1-2 месяцев). Однако при виновнике физическом лице мировому судье подсудно дело до 50 000 рублей.

В остальных случаях иск подаётся в районный суд по месту прописки, юридическому адресу или нахождению имущества. Рассматривается спор в этом случае в течение 6-9 месяцев. В данной ситуации срок получения денег значительно сокращается, если у заинтересованного лица на руках правильно составленный Акт и заключение технического эксперта.

Когда участвующий в суде представитель Управляющей компании не согласен с подготовленными техническим экспертом или оценщиком выводами, он может ходатайствовать перед судом о проведении судебной экспертизы. Для этого ответчик самостоятельно должен будет оплатить проведение дополнительного исследования.

Если потерпевшее лицо передало в суд правильно составленный Акт о заливе и заключения независимых экспертов, суд согласится с аргументами истца, их достоверностью, и принять за основу при вынесении решения. А если ответчик будет ходатайствовать об экспертизе, то только с целью затянуть судебный процесс.

Кроме компенсации материального ущерба за течь на стояке отопления, пострадавший от залития квартиры собственник вправе потребовать с виновника – соседа сверху, Управляющей компании, Застройщика или Фонда капитального ремонта компенсацию морального вреда за причинённые неудобства, а также заявить требования о погашении:

  • стоимости ремонта или замены электропроводки;

  • расходов на сушку и уборку помещения;

  • убытков на вынужденный наём другого жилья;

  • суммы уплаченной госпошлины;

  • расходов на проведение технической экспертизы;

  • затрат на проведение оценки ущерба;

  • расходов на оплату услуг юриста или адвоката;

  • расходов на оформление доверенности и корреспонденцию.

Если Управляющая компания или Застройщик необоснованно отказались выполнить требования пострадавшего лица, указанные в досудебной претензии, суд взыскивает ещё и штраф в размере 50 % от суммы удовлетворённого иска. Следует отметить, что данная норма не работает в отношении Фонда капремонта и виновника-физлица, о чём сказано выше.

Чтобы обжаловать не устраивающий судебный вердикт, у сторон есть 30 дней с момента вынесения. После этого истец получает на руки исполнительный лист для принудительного взыскания с виновника прорыва стояка отопления. Исполнительный документ можно направить в банк или предъявить через службу судебных приставов.

Связаться для получения помощи с юристами, оценщиками и техническими экспертами нашего Центра по заливам можно по телефону +79851378122, мессенджерам Whatsapp и Telegram, а также в социальной сети ВКонтакте. Консультации специалистов бесплатны.



Возврат к списку